Поскольку изученность их неравномерна и в целом недостаточна,
Э. Яршатер наметил предварительное разделение диалектов тати на пять групп в соответствии с их территориальным распространением. Но некоторые классификационные наметки сделаны до него
В. Хеннингом [Henning 1954, 160, 161, 165, 174,
175]. Одной из пяти подгрупп, а именно южной,
Э. Яршатер посвятил
исследование "A grammar of southern Tati dialects"
[Yarshater 1969]. Эти южные диалекты распространены в области Раманд (восемь из них), у северного подножья одноименных гор, и один в Эштехарде. Селения, которые дали свои названия диалектам, имеют жителей не менее 1000 (с. Хознин) и около 10 000 (с. Такестан). Диалекты носят следующие наименования: чали, такестани, эштехарди, хиараджи, эбрахим-абади, данэсфани, эсфарварини, хознини.
Под условным названием «северные диалекты тати» фигурируют два диалекта Хальхаля. Это диалект шахруди (одноименной области Хальхаля, насчитывающей 32 деревни) и каджали (по названию главной из нескольких деревень Хальхаля, где говорят на этом диалекте) [Yarshater 1959;
I960].
Как
талыши, так и народности,
объединенные под общим названием «тати»,
были фактически почти забыты
историей. Их исторические судьбы
имеют лишь самые глухие отзвуки в
свидетельствах арабских историков
и географов, начиная с X-XI вв.
Иранский историк
А. Кесрави в своей книге
"Азери или древний язык Азербайджана"
[Kesravi
1946] проследил постепенное
проникновение тюркских племен на
данные территории и отступление,
растворение в среде победителей
прежнего населения и исчезновение
его языка. Этот процесс начался в XI
в. (в эпоху Сельджуков) и
продолжался по XVI в. Все, что можно
отнести к истории современных
иранских народностей талышской и
тати, связано с проблемой языка
азери. По сведениям арабских
историков и географов средних
веков, это был иранский язык
тогдашнего Азербайджана (самые
старые известия Х в. Масуди, Ибн-Хаукаля
и Магдиси [Миллер 1953,
254-51]. Собранный А. Кесрави
скупой материал языка азери
относится к первой половине XIV в. Из
18 образцов (4 прозаических и 14
стихотворных, почти исключительно
религиозного содержания) 12
четверостиший приписываются, по
преданию, шейху Сефи-уд-Дину (ум. 1334
г.), основателю династии Сефевидов.
Он был родом из Ардебиля,
тогдашнего центра Азербайджана, и
прожил в нем всю жизнь.
Б. В. Миллер,
сопоставив азери с талышским
языком, пришел к выводу, что
талышский язык является потомком
одного из говоров азери, что было
также признано
В. Хеннингом [Миллер 1953, 256-261; Henning 1955,
176]. Таким образом, есть основания
полагать, что иранские народности
населяли указанные территории до
прихода тюркских племен. А
диалекты тати
Э. Яршатер [Yarshater 1969,
17] предлагает назвать мидийскими,
предполагая и некоторую
историческую преемственность
народов. Но по современному
состоянию вопроса подобная
гипотеза не может быть ни
отвергнута полностью, ни доказана [Windfuhr 1975, 457-471].
Из фактов новой истории можно
отметить, что в 1813 г. Ленкоранский
край, согласно Гюлистанскому
мирному договору, отошел к России.
С этого времени начались, хотя и
слабые, контакты талышей с
русскими.
|