Наука Технологии
Лого Talgram.Narod.Ru Лого Talgram.Narod.Ru

TopCTO Наука Технологии
Rambler's Top100

ВВЕДЕНИЕ

ТЕРРИТОРИЯ. ДИАЛЕКТЫ. ИСТОРИЯ НАРОДА

Продолжение


Designed by TalDesign.
Все права защищены © 2001-2004.



Поскольку изученность их неравномерна и в целом недостаточна, Э. Яршатер наметил предварительное разделение диалектов тати на пять групп в соответствии с их территориальным распространением. Но некоторые классификационные наметки сделаны до него В. Хеннингом [Henning 1954, 160, 161, 165, 174, 175]. Одной из пяти подгрупп, а именно южной, Э. Яршатер посвятил исследование "A grammar of southern Tati dialects"  [Yarshater 1969]. Эти южные диалекты распространены в области Раманд (восемь из них), у северного подножья одноименных гор, и один в Эштехарде. Селения, которые дали свои названия диалектам, имеют жителей не менее 1000 (с. Хознин) и около 10 000 (с. Такестан). Диалекты носят следующие наименования: чали, такестани, эштехарди, хиараджи, эбрахим-абади, данэсфани, эсфарварини, хознини.

Под условным названием «северные диалекты тати» фигурируют два диалекта Хальхаля. Это диалект шахруди (одноименной области Хальхаля, насчитывающей 32 деревни) и каджали (по названию главной из нескольких деревень Хальхаля, где говорят на этом диалекте) [Yarshater 1959; I960].

Как талыши, так и народности, объединенные под общим названием «тати», были фактически почти забыты историей. Их исторические судьбы имеют лишь самые глухие отзвуки в свидетельствах арабских историков и географов, начиная с X-XI вв. Иранский историк А. Кесрави в своей книге "Азери или древний язык Азербайджана" [Kesravi 1946] проследил постепенное проникновение тюркских племен на данные территории и отступление, растворение в среде победителей прежнего населения и исчезновение его языка. Этот процесс начался в XI в. (в эпоху Сельджуков) и продолжался по XVI в. Все, что можно отнести к истории современных иранских народностей талышской и тати, связано с проблемой языка азери. По сведениям арабских историков и географов средних веков, это был иранский язык тогдашнего Азербайджана (самые старые известия Х в. Масуди, Ибн-Хаукаля и Магдиси [Миллер 1953, 254-51]. Собранный А. Кесрави скупой материал языка азери относится к первой половине XIV в. Из 18 образцов (4 прозаических и 14 стихотворных, почти исключительно религиозного содержания) 12 четверостиший приписываются, по преданию, шейху Сефи-уд-Дину (ум. 1334 г.), основателю династии Сефевидов. Он был родом из Ардебиля, тогдашнего центра Азербайджана, и прожил в нем всю жизнь.

Б. В. Миллер, сопоставив азери с талышским языком, пришел к выводу, что талышский язык является потомком одного из говоров азери, что было также признано В. Хеннингом [Миллер 1953, 256-261; Henning 1955, 176]. Таким образом, есть основания полагать, что иранские народности населяли указанные территории до прихода тюркских племен. А диалекты тати Э. Яршатер [Yarshater 1969, 17] предлагает назвать мидийскими, предполагая и некоторую историческую преемственность народов. Но по современному состоянию вопроса подобная гипотеза не может быть ни отвергнута полностью, ни доказана [Windfuhr 1975, 457-471]. Из фактов новой истории можно отметить, что в 1813 г. Ленкоранский край, согласно Гюлистанскому мирному договору, отошел к России. С этого времени начались, хотя и слабые, контакты талышей с русскими.
 
<<< Назад

- 4 -

В начало >>>

 
 

ДРУГИЕ ТЕМЫ РАЗДЕЛА "ВВЕДЕНИЕ":

Источники языкового материала талышского и тати

Общие линии исторического развития языка

Hosted by uCoz